Первая попытка не задалась. Было мне тогда лет 12. Летом я жил на даче у бабушки, и где-то увидел, как люди летают на парапланах. Как они взлетают я не знал, но сама возможность лететь горизонтально на конструкции без мотора сильно будоражила мое сознание. В ход пошли подручные материалы: пододеяльник, несколько веревок и старые брезентовые вожжи, из которых была сделана «табуретка» - аналог подвесной системы. Местом старта был выбран недавно построенный мост над одним из притоков Волги. Метров 10 в высоту, не больше. Я рисовал в голове картины восхищенных друзей и родственников, которые наблюдают за моим свободным парением. Однако заранее о своих планах никому не рассказывал. В тот день я научился прыгать с моста, а бабулька так и не узнала, куда делся довольно ветхий пододеяльник. К полетам без мотора же я как-то охладел. Но от детской мечты так просто не сбежишь!
И вот в моих руках сертификат на полет на параплане от аэроклуба “Vzletim”. К этому моменту я уже многое себе представлял, и в душу закралось подозрение: Ну где в Ленинградской области найти такие скалы, на которых будет дуть устойчивый восходящий поток? А без потока как еще поднять всю конструкцию, да еще и с инструктором? Реальность расставила все по местам.
Полеты на параплане в Санкт-Петербурге
На летное поле мы приехали в большой компании. Хотели после полетов пожарить шашлык и, при наличии возможности, искупнуться. Выяснилось, что шашлык можно сделать прямо неподалеку от старта: главное не суетиться около лебедки и разгонного фала. А недалеко от поля есть приятные карьеры, в которых вода прогревается достаточно быстро. В общем бытовые условия оказались на высоте.
Теперь про старт. Как уже говорил – это лебедка. Лебедку ставят в зависимости от направления ветра на значительном удалении от точки старта, и длинная веревка затягивает любителей экстрима на высоту 300 метров. После чего вся система отцепляется от веревки и начинается веселье! Итак, подходим к старту, регистрируемся, отдельный человек записывает нас в книжечку. Моих друзей уводят сразу одеваться, а на меня смотрят как на манекен. Справа обойдут, слева… Какие-то термины специальные применяют. Из разговора выхватываю отдельные фразы, типа «Тут Джумбо нужен» и еще про какую-то «лесенку». Слона что-ли приведут? Оказалось, что они так параплан называют с повышенной грузоподъемностью. А во мне 187 роста и килограмм 100 веса. Кость тяжелая.
Нашли на меня параплан, подвесную систему закрепили, инструктора подобрали, который по весу со мной сравнится, и начали инструктаж. Основная мысль инструктажа – БЕГИ! Беги с самого начала, пока параплан еще лежит на земле. Беги в момент разгона, когда вроде уже параплан поднялся, Даже если упал – беги. И самое главное: когда оторвешься от земли… Да! Тоже беги! Перебирай ногами, изображай бег, стремись вперед! Стало понятно, почему все взлетающие похожи на маленьких детей, которых мама за воротник подняла над лужей. Вот некоторые мои друзья уже вернулись из полета. Переполненные восторгом, они пытаются рассказать, что же происходило наверху. А я все стою и жду. Немного несправедливо. Мне казалось, что таких опытных воздухоплавателей как я (10 лет опыта в авиасимуляторах) должны пускать на полет без очереди. Уж я-б рассказал, как там. Уж я-б сумел подобрать слова!
Так или иначе, зовут к старту. Цепляют меня к инструктору, повторяем инструктаж, вот карабин защелкнут, все проверено, инструктор командует – беги! И я бегу. Тут первое недоумение. Я вроде и бегу, а не перемещаюсь. Ноги в трекинговых ботинках просто скользят на месте по траве и грунту. Веревка натянулась, но тяги что-то не чувствуется. Видимо кость уж слишком тяжелая. Оборачиваюсь к инструктору, чтобы сообщить ему это гениальное наблюдение. И тут на веревке появляется тяга! Чтобы разгон был более комфортным, разгонный фал делают эластичным. Пока не выйдет слабина, разгон производим пешим порядком. Инструктор тонко намекает прямо в ухо, что надо продолжать бежать, обе ноги почему-то оказываются чуть сзади меня, а в районе солнечного сплетения уже выросла тяга разгонного фала. Инструктор продолжает настаивать на беге. Бегу на четырех точках: руки, ноги, иногда колени, даже разок локоть… Продолжаю бежать даже тогда, когда теряю под ногами опору.
Вроде оторвались, вроде летим . «Все, переставай бежать» командует инструктор. Я удобно размещаюсь в подвесной системе и начинаю ловить ощущения. А ощущения какие-то совсем необычные! К этому моменту у меня за плечами довольно большой опыт полетов, как на больших самолетах, так и на прогулочных. В чем отличие? В отсутствии бортов, переборок, приборной панели, пола… Есть только свобода и свист ветра в стропах! Весь аппарат стремительно лезет вверх а прямо передо мной вертикальная полоска деревьев разворачивается в плоский ковер леса. Вот сверкает озеро, вон там дорога по которой мы ехали, железка, просека с проводами… И это все прямо подомной! Лебедка перестает тянуть, но мы не отцепляемся, делаем разворот и возвращаемся к точке старта. Разворачиваемся еще раз, и опять начинаем набор. Это та самая «лесенка», про которую мне говорили. На мне ее из-за веса применили, обычно на 300 метров закидывают с первого прогона. Но и плюсы есть: лесенкой меня подняли метров на 400. Что-ж, отцеп, лебедка начинает сматывать веревку, а мы отлетаем чуть в сторону. На голову как наушники надели: тишина полнейшая! Да, свистит ветер в стропах, на границе слышимости крики друзей и противненько пищит вариометр на руке инструктора. Но к этим звукам уже привык, а вот полет без работающего двигателя в новинку! Вот приборчик запищал веселее – мы поймали восходящий поток, начали его обрабатывать и набирать помаленьку высоту.
Какой все-же восторг, это свободное парение! Проходит несколько минут, мы облетели достаточно большую территорию, и начали кружить в районе старта. Восходящих потоков больше не попалось, поэтому, чтобы не терять время, мне предложили «покружиться». Покружиться я всегда ЗА, поэтому радостно согласился. Что тут началось!!! Параплан по особенностям конструкции способен выдерживать перегрузки, сравнимые с пилотажным самолетом! Я как будто оказался в кабине ЯК-52 (больше просто не с чем сравнить) и, после нескольких виражей, пилот сразу же срывает машину в штопор. И это на высоте метров 250 над землей! Весь мой опыт полетов орет мне, что так делать нельзя, что подобные крены на такой скорости ни к чему хорошему не приведут, что это в конце концов опасно!!! Но после первой же спирали оцениваю высоту и понимаю, что таких спиралей можно тут накрутить до позеленения! Ощущения в спирали? Голова тяжелая, веки открываются лениво, земля почему-то над головой и УУУУХ! АЫЫЫЫ!!! Ха-ха!!! Простите, друзья, но слов описать просто не находится, не смотря на 10 лет в авиасимуляторах . Да, очень хочется взять управление, и крутануть такую спиральку самому!
Но вот и посадка. Инструктор велит вытянуть ноги, взять их под коленями и приземляться на подвесную систему пятой точкой. Ну, думаю, синяк сейчас будет. Ан нет! Касание крайне мягкое. С десантным парашютом Д6 абсолютно не сравнится. Встаю, благодарю инструктора и иду к друзьям.