Как вертолеты помогают спасателям - блог ааэроклуба Взлетим
phone
 

Вертолеты-спасатели

30.10.2017 14:25

«Лабутен» летит на помощь

База Московского авиационного центра в Остафьево в 2016 году пополнилась двумя новыми вертолётами санитарной авиации ВК117С-2 немецкого производства. Их за необычную красно-белую окраску в народе сразу же прозвали «лабутенами», по аналогии с туфлями на красной подошве. Если москвичи и гости столицы видят, что над их головой целеустремлённо летит «лабутен», значит, где-то случилась беда и лётчики с медиками спешат на помощь.
 Экипаж внешне небольшого «лабутена» состоит из четырёх человек, это КВС, второй пилот, реаниматолог-анестезиолог и врач скорой помощи. Вертолёт может принять на борт двух ургентных больных. По всей Москве под нужды экстренной авиации оборудовано более 30 площадок, но юркий «лабутен» способен сесть где угодно – на футбольном поле, автомобильной парковке, асфальте Кольцевой дороги. Для того чтобы долететь до любой точки Москвы, медикам требуется не более 15 минут. Еще примерно 10 минут уходит на дорогу к институту Склифосовского или центру детской травматологии. В Склифе две вертолетных площадки - на крыше и у дверей приёмного покоя. С помощью вертолёта обычно удаётся уложиться в правило «золотого часа». Если при тяжёлой травме помощь оказана в течение 60 минут, шансы на спасение жизни и полное выздоровление значительно возрастают.
1.jpg
За год эксплуатации «лабутены» совершили более 3000 полётов по срочным вызовам. Им удаётся спасти людей в совершенно уникальных ситуациях. В декабре 2016 года шестилетний мальчик выпал с балкона шестнадцатиэтажки в Новокосино. Несмотря на то, что малыш был в тёплой одежде и упал в сугроб, шансов выжить у него практически не было – скорость встречи с землей превышала 150 км/ч. Но прибывшим на вертолёте сотрудникам медицины катастроф удалось вовремя ввести пострадавшему ребенку наркоз, предотвратив болевой шок. Несмотря на многочисленные переломы и ушибы ребенок выжил и успешно проходит реабилитацию.
По словам вертолётчиков, главная сложность в огромном городе – электрические провода. С земли их хорошо видно на фоне неба, а вот сверху они практически неразличимы. Пилоты постоянно проводят тренировочные полёты, изучая местность. Ведь от точности и быстроты приземления зависит жизнь людей.
Российская медицина катастроф располагает не только дорогостоящими летающими неотложками иностранного производства. Репортаж о летающем госпитале на базе российского МИ-8:


Брат выручает брата

Вертолёты спасают не только людей. Иногда им приходится выручать собратьев - попавшие в беду винтокрылые машины. В историю армейской авиации России вошла эпопея спасения МИ-8, упавшего 27 июля 2010 года недалеко от вершины Эльбруса на высоте 4820 метров. Лётчиков тогда эвакуировали, но машина осталась лежать на снегу.
2.jpg
Место падения вертолёта находилось рядом с тропой альпинистов. Иностранные туристы радостно фотографировались на фоне поверженного вертолёта с красными звёздами на фюзеляже. На уровне правительства РФ и  командования ВВС было принято решение об эвакуации аварийного борта.
Но как вывезти с такой высоты восьмитонную махину, быстро вмерзающую в лёд? Операцию разрабатывали военные и представители ростовского завода «Росвертол». Исполнение возложили на старшего лётчика-испытателя завода, полковника ВВС в отставке Владимира Хорева.
Подобный груз можно было снять со склона только с помощью МИ-26, самого большого грузового вертолёта в мире, любовно называемого лётчиками «коровой». Хорев имел опыт пилотирования МИ-26 в горах Пакистана и Китая, пригодился и старый афганский опыт на МИ-8. В результате теоретических расчётов и пробных вылетов на место аварии, быстро поняли, что целиком «восьмёрку» со склона не снять. Разреженный воздух в разы снижает тяговооружённость вертолёта, а сильнейший ветер раскачивает тяжёлый груз на внешней подвеске. Кроме того, сложный полёт с грузом в горах легче выполнить зимой – в холодном воздухе машина устойчивее.
Подготовительные работы растянулись почти на год. Сначала МИ-26 забросил на высоту 4820 метров двухтонный кунг и бригаду монтажников с инструментами. В сложнейших погодных условиях удалось разделить МИ-8 на три неравных части. Наибольшие трудности представляла эвакуация фюзеляжа массой в три тонны. Расчёты показали, что она возможна лишь в очень узком диапазоне остатков топлива в баках МИ-26 – 1150-1200 литров. Если топлива больше, общая масса двух машин неподъёмна для винтов. Если керосина меньше, его не хватит до базового лагеря.   
Владимир Хорев с экипажем и техниками вылетел на главное в жизни задание 27 октября 2011 года. Десантировал монтажников и завис над площадкой. К внешней подвеске быстро прикрепили фюзеляж и многотонная «корова» с «телёнком» на тросах зависла на минимальной высоте, вырабатывая топливо до нужной отметки. Монтажники укрылись от поднятого винтом снежного бурана в кунге.  
Как только датчик показал остаток 1200 литров, лётчик осторожно приподнял груз и повёл его через пятнадцатиметровую гряду скал, попутно борясь с ветром, который начал крутить «восьмёрку». Через минуту связка миновала опасные камни и вышла на оперативный простор. Самая сложная часть работы была выполнена. На последних каплях горючего Хорев доставил фюзеляж на базовую площадку, дозаправился и пошёл на вторую ходку.
Операция была успешно завершена 28 октября 2011 года, в день военной авиации России. Попутно герои-вертолётчики сняли с высоты 3500 метров  КА-27  МЧС, который незадолго до этого упал, пытаясь выручить потерпевший аварию вертолёт «Робинсон» с туристами. По счастливому стечению обстоятельств ни в одном из трёх авиапроисшествий никто серьёзно не пострадал.
Любопытно, что ровно за 12 лет до описываемых событий 28 октября 1999 года Владимир Хорев, работавший старшим лётчиком-испытателем вертолётного завода в Хабаровском крае, демонстрировал Владимиру Путину (тогда премьер-министру России) легендарную «Чёрную акулу» - боевой вертолёт Ка-50. Премьер подарил лётчику именные часы. В 2012 году Хорева представили к званию Героя России, однако в конечном итоге он был награжден Орденом Мужества.
В ходе уникальной операции Владимир Хорев и его МИ-26 установили семь мировых рекордов, занесённых в книгу рекордов Гиннеса.    




Дата создания: 30.10.2017 14:25:01

Возврат к списку

Мультисертификаты
Сертификаты с выбором полёта
НОВОСТИ С ПОЛЕЙ
14.04.2024 16:40:01
13.04 летали на параплане,паратрайке, самолетах,ве... ...
07.04.2024 12:35:00
Летаем сегодня, погода позволяет
06.04.2024 10:39:54
Отмена полетов по метеусловиям
30.03.2024 11:19:18
30.03.24 летаем на самолете,вертолете. 31.03.24 п... ...