phone
 

Для тех, кто боится летать

13.10.2017 19:25  Стремление человека подняться в воздух идёт рука об руку с инстинктивной боязнью высоты. С появлением гражданской авиации в психиатрии даже появился специальный диагноз «аэрофобия» - непреодолимый страх перелётов. Человека невозможно убедить даже тем, что по статистике вероятность стать жертвой авиакатастрофы на два порядка ниже, чем риск погибнуть или серьёзно пострадать в автомобильной аварии. Аэрофобы на это отвечают, что в авто велик шанс выжить, а при падении лайнера с эшелона 10 тысяч метров или его разгерметизации на такой высоте, шансов нет совсем. Панические настроения, к сожалению, усугубляются угрозой терроризма на воздушном транспорте в последние два десятилетия.
1.jpg

 Хотя усилия авиационных властей и спецслужб, в принципе, нейтрализуют активность фанатиков и политических экстремистов: взрывать и угонять самолёты после 11 сентября 2001 года чаще не стали, просто каждый теракт или угон вызывает гораздо более мощный общественный резонанс, что неизбежно сказывается на потоке и настроении пассажиров. Гарантированных методов борьбы с аэрофобией нет. Кто-то принимает успокоительные пилюли, кто-то занимается аутотренингом, традиционно популярен и алкогольный метод борьбы со страхом. Психологи полагают, что лучшим лекарством против страха могут быть полёты на аппаратах лёгкой и сверхлегкой авиации, в которых человек может познакомиться с небом и научиться его не бояться гораздо быстрее, чем в комфортабельном салоне авиалайнера.

Сверхлёгкая и лёгкая авиация – что это такое?

Термин «сверхлёгкая авиация» (СЛА) появился в Советском Союзе в 70-х годах прошлого века на фоне развития аэроклубов и авиационного спорта. Аналог в англоязычных странах – летательные аппараты ultralight, однако единого мирового критерия сверхлёгкого летательного аппарата нет, как нет и чёткого указания, какие воздушные суда подлежат лицензированию, а какие не подлежат.
Согласно российским правилам, принятым  в 2003 году и откорректированным два года спустя, под определение СЛА попадают пилотируемые летательные аппараты с максимальным взлётным весом 495 кг без учета массы спасательного оборудования. Лицензированию не подлежат аппараты, имеющие вес менее 115 кг.  
Лёгкая авиация – самый распространённый класс гражданских воздушных судов в мире. В развитых странах (прежде всего, в США, Австралии и странах ЕС) около 70% гражданских самолётов относятся к лёгкому классу. На микроавиацию приходится около 20%, а серьёзные пассажирские суда вместимостью свыше 20 человек занимают лишь 10% авиапарка.
По российским авиационным правилам к лёгким относятся:
самолёты со взлётной массой от 496 до 5700 кг и максимальным количеством пассажиров 9 человек;
самолёты переходной категории со взлётной массой до 8600 кг;
вертолёты со взлётной массой до 4500 кг.
К сожалению, ситуация с распространением легкомоторной авиации в нашей стране далека от совершенства. Суда малого класса остаются либо средством выполнения специальных работ (медицина катастроф и санитарная авиация, лесоохрана, геологические изыскания и т.д.), либо игрушкой для богатых. Массового применения малых и сверхмалых воздушных судов для перевозки пассажиров, туризма, недорогого отдыха в нашей стране ждать ещё долго. Даже несмотря на попытки властей вдохнуть жизнь в развитие отрасли: не далее как в июле 2017 года президент Путин направил в адрес правительства поручение включить развитие малой авиации в программу транспортного развития России. Прежде всего, с ориентацией на районы Сибири и Дальнего Востока, где проблемы транспортной доступности населенных пунктов и добывающих промыслов особенно остры.

Опасно ли летать судами малой авиации?

В СМИ новости об авариях малых воздушных судов встречаются гораздо чаще, чем сводки о крупных авиакатастрофах. Там Cessna-172 влетела в жилой дом, там самолёт сельскохозяйственной авиации столкнулся при вынужденной посадке с коровой. Достаточно часто вертолеты и маленькие самолёты  падают в воду, задевают отроги скал, деревья или линии электропередач.
Частота таких происшествий – прямое следствие уже указанной статистической пропорции -   судов малой и сверхмалой авиации в мире намного больше, чем тяжёлых лайнеров и вертолётов. Вероятность попасть в происшествие у них выше.
2.jpg

Причины лётных происшествий

Конечно, не следует забывать о пресловутом человеческом факторе. Аварии могут спровоцировать:
низкий уровень подготовки пилота;
недосмотр во время технического обслуживания воздушного судна;
непредвиденные погодные аномалии;
истекший лётный ресурс, про который на маленьком частном аэродроме знали, но закрывали на это глаза;
неадекватное поведение высокопоставленных или просто состоятельных пассажиров.
Увы, последнее далеко не редкость в нашей малой авиации. Неисполнения требования важного клиента «Дай порулить!» или «Спускайся ниже!» могут дорого обойтись экипажу. Но исполнение требования подчас обходится ещё дороже – и лётчикам, и самодуру-пассажиру, для которых полёт оказывается последним.  

Факторы снижения степени риска

Если же всё штатно, экипаж профессионален, машина технически исправна и заправлена качественным топливом, то шансы пострадать в авиапроисшествии ничтожно малы. В пользу безопасности малой авиации говорит то, что:
1. Полёты проходят на высоте не более 4000 метров, так что нет риска пострадать от разгерметизации салона.
2. Легкомоторный самолёт имеет отличные аэродинамические данные. Коэффициент планирования стабильно больше 5, чаще – 10-20. Это значит, что при отказе двигателя на высоте 1 км самолёт при должном управлении способен постепенно снижаясь пролететь 10-20 км в поисках места для посадки. Даже вертолёты не падают камнем вниз, а способны планировать в режиме авторотации.
3. Чем легче воздушное судно, тем короче посадочная полоса. Для Cessna-172 достаточно 200 метров. Подойдёт и грунтовка, и шоссе, и бетон, и даже брусчатка Красной площади, на которую в 1987 сел Матиас Руст. Вертолёту вообще достаточно плоского пятачка.
4. Скорость при посадке у судов малой авиации значительно ниже, чем у магистральных лайнеров. Даже при жёстком приземлении вероятность тяжёлых травм заметно ниже.
5. На борту легкомоторного самолёта топлива сравнительно немного, что уменьшает риск возможного пожара, особенно если авария произошла в конце полёта или пилот смог сбросить или израсходовать топливо, оценив ситуацию, как критическую.
6. Суда малой авиации ещё ни разу не становились объектом террористических атак. Если с ними и их пассажирами что-то и происходило по злому умыслу третьих лиц, то это было сведение личных счетов и криминальные разборки.
3.jpg
Нельзя взять и перестать бояться неба по мановению волшебной палочки. Побороть страх нужно волевым усилием. И лучше всего проявить это усилие не на трапе авиалайнера или в баре аэровокзала, а в пассажирском кресле легкого самолета или вертолета, где небо рванется вам навстречу, раскрывая дружеские объятия.





Дата создания: 13.10.2017 19:25:37

Возврат к списку

ЗАПИСЬ
Вы получили полёт в подарок и хотите записаться?
НОВОСТИ С ПОЛЕЙ
18.11.2018 10:40:16
На 10-30 погода предварительно летная. По плану оз... ...
11.11.2018 10:18:45
На 10-30 погода предварительно летная! По плану оз... ...
10.11.2018 11:40:44
Летаем на Цесснах и Бристел в Гостилицах с поправк... ...
03.11.2018 11:36:34
3.11 летаем на Цесснах и Бристель с поправкой на т... ...