22.08.2017 16:11 Пилот гражданского самолета - редкая по сложности и ответственности профессия, сравнимая, разве что, с дрессировщиком хищников. К тому же, с самого своего появления профессия летчика была окутана необычайным романтическим флером. Исключительность пилотов (как и дрессировщиков) во все времена магнетически действовала на обычного человека. А сколько необычности на самом деле содержит один рабочий день человека этой профессии?
Летчики говорят, что такого понятия как “рабочий день” у них не существует. Считается рабочее время, которое строго регламентировано и составляет подряд 12 - 14 часов. Существует месячный график полетов каждого летчика, за несколько часов до очередного рейса каждый пилот должен позвонить в центр управления полетами (ЦУП) и уточнить нет ли изменений в расписании, исправен ли воздушный корабль (не отменили ли представление, не заболел ли тигр). После полученных подтверждений независимо от времени суток начинается подготовка. Сборы как в командировку: полный пакет личных документов, чемодан со сменной рубашкой, бельем и т.п. В аэропорт пилот должен прибыть за два часа до вылета, имея отдохнувший и ухоженный вид и экипированным в безукоризненную форму.
В здание аэропорта летчики проходят через служебный вход, но личный досмотр проходят также, как и все: аэропорт - особая территория в плане безопасности. Затем - медосмотр, в обязательном порядке перед каждым полетом.
На профессиональном сленге это называется “сдать пульс”. Врач измерит давление, задаст вопросы о самочувствии, поставит штамп в документах. При малейшем подозрении на опьянение пилота заставят “дуть в трубочку”. Все обыденно, ничего особенного. А вот дальше начинается священнодействие:
Во время полета летчику расслабляться некогда даже, если включается автопилот: постоянно контролируются показания приборов, запрашиваются корректировки прогнозов метеослужб, одновременно решается множество мелких текущих задач. Если полет проходит над территорией чужого государства, все переговоры ведутся на английском языке. Пилот международных авиалиний обязан знать язык на уровне не ниже четвертого.
Все пилоты знают: посадка сложнее взлета. Мягко посадить авиалайнер - это как опасный трюк дрессировщика: все отработано до мелочей, но каждый раз требует колоссального напряжения и внимания. Сели, часть пути завершена. В зависимости от условий и продолжительности рейса правилами предусмотрен короткий или длительный отдых экипажа: 1, 3, 10 или 14 часов. К этому времени могут закончится сутки со времени выхода из дому, а рабочее время пилота продолжается. А если перелет недолгий и чартерный, то после небольшого отдыха и приема новых пассажиров - в обратный рейс. Приземление в родном аэропорту (представление прошло успешно, аплодисменты, публика в восторге), снова работа с документами, затем передача воздушного судна тех службам и - домой: отдыхать и готовиться к новому полету.
Где они окажутся на следующей неделе или через месяц, пилоты не знают – закрепленных за кем-то маршрутов нет. Главное, говорят, в небо, ведь полет – это уже часть жизни.