27.06.2017 19:00
Для того, чтобы воздушное судно вылетело по расписанию, проходит огромная подготовительная работа. Многие даже не догадываются, что подготовкой к вылету самолета занимаются даже больше людей, чем он перевозит. Каждый шаг подготовки самолета и каждое действие экипажа воздушного судна (ВС) перед полетом расписаны в строгих инструкциях по минутам.
В то время, когда пассажиры только прибывают в аэропорт для регистрации, вокруг их самолета уже вовсю кипит работа.
Множество наземных служб проверяют, осматривают, контролируют, исправляют, очищают, заправляют, загружают и комплектуют самолет всем необходимым. Время для подготовки ограничено, поэтому все службы работают отлажено и, практически, одновременно.
1. Аэродромная служба:
· осматривает взлетную полосу -она должна быть сухой и чистой. Зимой полосу чистят от снега, в межсезонье сушат, убирают камни и посторонние предметы;
· заправляет самолет специальными газами (кислород, азот), технической и питьевой водой, горючим. Для большей безопасности заранее очищенное и подготовленное топливо, проходит проверку перед каждой заправкой;
· буксирует самолет со стоянки ко взлетной полосе, так как самолет не всегда может сделать это самостоятельно.
2. Большая часть предполетной подготовки выполняется технической службой. Авиатехники выполняют работы быстро, отточенными четкими движениями (ничего лишнего) каждый по своей специальности:
· снимают и укладывают в самолет все чехлы. Они традиционно красного цвета;
· проводят общий осмотр фюзеляжа, крыльев и оперения - нет ли внешних повреждений, мелких поломок. При обнаружении - тут же их устраняют;
· меняют жидкости и смазочные материалы;
· осматривают и проверяют механизмы шасси и двигателя, исправность дверей и люков и т.д;
· тестируют работу систем бортового оборудования.
Вместе с авиатехникам осматривают самолет командир воздушного судна и представители службы безопасности.
3. За все, что может случиться на борту во время полета, за его надежность и безопасность в первую очередь отвечает служба безопасности. Поэтому вся предполетная подготовка воздушного лайнера проходит в ее присутствии и под ее надзором.
4. Не последняя роль отводится и службе бортового питания. Даже самый короткий маршрут не обходится без прохладительных напитков, чая, кофе.
Перед длительными перелетами через специальную дверь в ВС круглосуточные службы бортового питания загружают тележки с продуктами, в том числе и для горячего питания.
Предполетная подготовка экипажа проходит в это же самое время и не уступает по сложности, тщательности и многогранности. Состав экипажа, как и бригада бортпроводников меняется. Графики учебы, командировки, перемещения по службе, отпуска и выходные вносят свои коррективы. Также, как простые пассажиры и весь персонал аэропорта, пилоты проходят личный досмотр и проверку багажа.
Затем - медицинский осмотр. Пилота не допустят к полету даже при малейшем отклонении здоровья и общего состояния. Летчик должен быть здоровым и отдохнувшим. В специально отведенном помещении - комнате брифинга - проходит основная часть подготовки:
· Каждый член экипажа регистрируется на рейс с помощью электронного терминала.
· Здесь же получает (просто распечатывает уже подготовленный текст) полетное задание.
· Значительное время проходит за изучением, обсуждением и, если требуется, уточнением документации, знакомства с особенностями аэропортов взлета и посадки, метеоусловиями в аэропортах на заданное время. Командир экипажа анализирует метеосводки и принимает решение – вылетать в назначенное время или отложить вылет. Если рейс откладывается – тогда в зале аэропорта звучат знакомые многим пассажирам слова: «рейс задерживается по метеоусловиям», и наступает «режим ожидания». Если время вылета не меняется, то предполетная подготовка идет дальше своим чередом.
Встреча (или знакомство) членов экипажа со старшим бортпроводником и обмен информацией также проходят в комнате брифинга.
Дальше по регламенту - выход на поле к самолету. В это время идет заправка и погрузка багажа. Процессы контролируется службой безопасности и пилотами. Пока второй пилот осматривает самолет снаружи, командир экипажа проверяет готовность кабины и основных систем бортового оборудования, затем они меняются. Это же время отведено для приема бортпроводниками тележек с продуктами питания, осмотра салона и санузлов, проверки их готовности к приему пассажиров.
И только после всех проверок к воздушному лайнеру подкатывает трап и первые пассажиры занимают свои места. Счастливого полета!