27.03.2017 15:11
Современный самолет — это целая система сложных механизмов, использующая новейшие достижения строительной механики, наукоемких технологий, радиоэлектроники, компьютерных программ. Несмотря на это, основные части любого самолета повторяются. Общая схема выглядит примерно так:
Основными элементами конструкции самолета являются:
· фюзеляж (или корпус);
· крылья;
· оперение;
· шасси;
· мотор (или двигатель);
· бортовое оборудование.
исполняет несколько функций одновременно:
1. является основой, на которую крепятся крылья, двигатель, шасси, хвостовое оперение;
2. содержит кабину летчика и места для пассажиров (в гражданских лайнерах);
3. здесь же - все оборудование по управлению самолетом, грузовой отсек, емкости с горючим и т.д..
Конструктивная схема содержит продольные (лонжероны, стрингеры) и поперечные (шпангоуты) элементы. В этой части конструкции самолет напоминает скелет спортивного автомобиля. А вот материал для обшивки отличается. Для самолетов чаще всего применяется дюралюминий. Корпус обязательно имеет каплеобразную обтекаемую форму для уменьшения сопротивления воздуху. Среди пассажирских различают узкофюзеляжные и широкофюзеляжные самолеты. Ширина первых - до 3-х метров, вторых - до 6-ти.
Крыло состоит из двух частей - консолей, нижняя поверхность которых плоская, а верхняя выпуклая, поэтому воздух обтекает верхнюю поверхность с большей скоростью. Образующаяся вследствие этого разность давлений, поднимает самолет вверх. Обе части крыла оснащены необходимыми органами управления (закрылки, предкрылки, элероны, спойлеры, интерцепторы и др.), с помощью которых регулируется движение самолета во время пробега, взлета и посадки, а так же происходит управление самолетом в воздухе. Работают эти элементы синхронно. Устройство крыла некоторых моделей самолетов позволяет хранить в нем топливо.
меняет и сохраняет (поддерживает) направление движения по горизонтали подобно рулю автомобиля.
это самый главный и самый сложный механизм самолета. Авиационные двигатели делятся на три больших класса:
· поршневые;
· воздушно-реактивные (включая газотурбинные);
· ракетные.
Поршневой двигатель, на валу которого находится воздушный винт, создающий тягу, чаще всего стоит на спортивных, легких, частных самолетах и вертолетах. Авиационные поршневые двигатели - это обычные двигатели внутреннего сгорания, они близкие родственники автомобильным двигателям, которые и сегодня стоят на подавляющем большинстве современных автомобилей. Поршневые авиационные двигатели различают по количеству цилиндров и способу их расположения. Используемое горючее - авиационный бензин.
Воздушно-реактивные двигатели делятся на:
1. компрессорные (включающие компрессор для сжатия воздуха); и
2. бескомпрессорные, которые в свою очередь делятся на:
· прямоточные (со сжатием воздуха только от скорости),
· пульсирующие (с дополнительным сжатием воздуха в специальных устройствах).
Современная авиация, в основном, оснащена воздушно-реактивными двигателями. В этих двигателях топливо (авиационный керосин) и воздух в камеру сгорания подаются непрерывно, и вследствие этого процесс горения протекает постоянно. (Лишь для запуска двигателя используют постороннее зажигание.) По этой причине КПД воздушно-реактивных, и в том числе газотурбинных, двигателей намного превосходит КПД поршневых.
Большая часть пассажирских самолетов оснащена газотурбинными двигателями различных модификаций, дающими возможность поднимать в воздух большие самолеты и совершать перелеты на высоких скоростях.
Ракетные двигатели делятся на два класса по типу используемого топлива:
· жидкотопливные реактивные двигатели, относящиеся к компрессорному типу тепловых машин; и
· ракетные двигатели твердого топлива, не имеющий камеры сжатия.
Используется также целая линейка комбинированных двигателей, соединяющих особенности и преимущества двигателей различных типов.
самолета существенным образом зависит от поставленных перед летательным аппаратом задач - транспортных, поисково-спасательных, исследовательских, военных и пр.