19.03.2017 04:55
О мечте человека летать как птица мы узнаем из, дошедших до нас, наскальных рисунков, сказок о коврах-самолетах и летающих колесницах. Издревле человек пытался взлететь и, приладив к себе что-то похожее на крылья, прыгал с высоты. Чаще всего эти попытки заканчивались гибелью. Российские правители по-разному относились к таким смельчакам. Описан случай казни Иваном Грозным холопа, рискнувшего продемонстрировать царю такой полет. А вот Петр I был уверен, что люди обязательно будут летать “аки птицы”, одобрял и поддерживал изобретателей и ученых. В 1754 году наш великий М.В. Ломоносов изобрел машину тяжелее воздуха, которая, работая от часовой пружины, сама поднималась вверх и могла поднять маленький термометр. Это была первая в мире модель вертолета. В конце ХIХ и в самом начале ХХ века идея строительства отечественных летательных аппаратов прочно захватила умы инженеров и техников России. В 1894 г К.Э. Циолковский (русский изобретатель, исследователь, ученый-самоучка) разработал аэроплан с металлическим каркасом. Спустя 15 лет эта конструкция стала основой русских самолетов.
Первыми российскими конструкторами самолетов с использованием моторов стали:
Можайский - за 20 лет до братьев Райт им построена и опробована первая в мире конструкция с наличием:
1) фюзеляжа,
2) крыльев,
3) винтомоторной группы,
4) шасси,
5) хвостового оперения.
Гаккель - строил бипланы и монопланы с использованием сосновых брусков, проволоки и полотняной обтяжки.
Григорович - одно и двухместные летающие лодки-бипланы, гидросамолеты для морской авиации, сухопутные самолеты,
первые истребители.
Слесарев - его детище, тяжелый бомбардировщик Святогор, самый крупный из построенных в 1914-1918 гг.
Каждый из них внес свою весомую долю в дело развития отечественного самолетостроения. Однако отцом русской авиации по-праву считают Н.Е Жуковского - гениального русского ученого, основоположника современной гидроаэродинамики. Это им, в числе многих открытий, изобретена формула для расчета подъемной силы самолета. В 1909 г. в России было создано первое авиастроительное предприятие «Товарищество воздухоплавания С.С. Щетинин и К», производившее двухмоторные самолеты, основным материалом которых была древесина и фанера. Может быть, поэтому первые самолеты в шутку стали называть летающими этажерками. Зимой 1912— 1913 гг. на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге под руководством Игоря Сикорского - крупнейшего авиаконструктора ХХ века - был построен и летом 1913 г. испытан первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь». Он был гораздо больше любого другого самолета тех лет. Размах верхнего крыла достигал 27 м, масса самолета 4,2 т. Появление «Русского витязя» сыграло большую роль в развитии авиации. В том же 1913 г. построен самолет «Илья Муромец» конструкции Сикорского. Эти самолеты в первую мировую войну стали первыми отечественными тяжелыми бомбардировщиками.
В декабре 1918 года, в тяжелейших условиях гражданской войны и разрухи, был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Одним из его основателей стал прославленный российский конструктор А.Н.Туполев. Под его руководством в разные годы было создано множество отечественных самолетов военного и гражданского назначения:
· АНТ-4 (ТБ-1) - первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан, на его основе были созданы модификации, которые:
а) могли заправляться горючим в воздухе,
б) имели пороховые ускорители-ракеты под крылом, и др;
· АНТ-6 (ТБ-3) - имел на тот момент (1930 г) непревзойденную дальность беспосадочного полета - 3 000 км, разных модификаций было построено около 830 шт;
· ТУ-16 - первый российский реактивный бомбардировщик, на десять лет обогнавший свое время;
· ТУ 104, ТУ-114, ТУ- 144 - гражданские реактивные лайнеры, сделавшие мировую славу советского авиапрома.
Во время ВОВ наши летчики защищали страну на истребителях, конструкции Лавочкина, Яковлева, Микояна, бомбардировщиках Туполева, Петлякова, Сухого. Во второй половине 50-х годов появились турбовинтовые самолеты с новым, очень эффективным газотурбинным двигателем. Основой этого двигателя (газовой турбины) является винт, который приводится в движение направленным на него потоком нагретого газа. Самолеты с компактным газотурбинным двигателем могут быстро набрать высокую скорость. Сегодня газотурбинные двигатели разделяют на:
1. турбореактивные;
2. турбовинтовые;
3. турбовентиляторные.
Этими тремя типами двигателей оснащено подавляющее большинство современных самолетов. Отечественные пассажирские самолеты Ан-24 , Ту-154М, Ил-62М, Як-42 и сегодня осуществляют массовые воздушные перевозки по стране и за ее пределами . В конце 70-х годов был создан сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 .
Новый качественный и количественный уровень пассажирских перевозок был достигнут с введением в эксплуатацию самолета - аэробуса Ил-86 . В 1984 г началась эксплуатация самолета - гиганта Ан-124 "РУСЛАН", а позже Ан-225"МРИЯ".
Развал Советского Союза негативно сказался на отечественном авиастроении. Экономический кризис привел к сокращению объемов производства, и даже роспуску нескольких конструкторских бюро.
С 2000-х годов начался постепенный рост отечественной экономики и самолетостроения и сегодня в России производятся современные самолеты большой авиации (Суперджет, Мышелет), а также сверхлегкие самолеты малой и бизнес- авиации типа АН-2 и АН-3.
Сегодня самые популярные отечественные частные летательные аппараты - это:
· Як-52 - двухместный спортивный самолет для тренировок, моноплан с низким крылом и весом всего 1 тыс кг;
· Л-29 - двухместный, спортивный, длина около 10 м, вес - 2200 кг.
На Як-52 или на одном из похожих самолетов в нашем аэроклубе можно попробовать полетать самому. Мы проводим уроки пилотирования по короткой и долгосрочной программе.