Мечта о полете – самолетостроение в России
phone
 

Мечта о полете – самолетостроение в России

19.03.2017 04:55


О мечте человека летать как птица мы узнаем  из, дошедших до нас,  наскальных рисунков, сказок о коврах-самолетах и летающих колесницах. Издревле человек пытался взлететь и, приладив к себе что-то похожее на крылья, прыгал с высоты. Чаще всего эти попытки заканчивались гибелью. Российские правители по-разному относились к таким смельчакам. Описан случай казни Иваном Грозным холопа, рискнувшего  продемонстрировать царю такой полет. А вот Петр I был уверен, что люди обязательно будут летать “аки птицы”, одобрял и поддерживал изобретателей и ученых.  В 1754 году наш великий  М.В. Ломоносов изобрел машину тяжелее воздуха, которая, работая от часовой пружины, сама поднималась вверх и могла поднять маленький термометр. Это была первая в мире модель вертолета. В конце ХIХ и в самом начале ХХ века идея строительства отечественных летательных аппаратов прочно захватила умы инженеров и техников России. В 1894 г К.Э. Циолковский (русский изобретатель, исследователь, ученый-самоучка) разработал аэроплан с металлическим каркасом. Спустя 15 лет эта конструкция стала основой русских самолетов.


Первые русские самолеты

Первыми российскими конструкторами самолетов с использованием моторов стали:

Можайский  - за 20 лет до братьев Райт им построена и опробована  первая в мире конструкция с наличием:

1)      фюзеляжа,

2)      крыльев,

3)      винтомоторной группы,

4)      шасси,

5)      хвостового оперения.


Гаккель  - строил бипланы и монопланы с использованием сосновых брусков, проволоки и полотняной обтяжки.

Григорович  - одно и двухместные летающие лодки-бипланы, гидросамолеты  для морской авиации, сухопутные самолеты,

первые истребители.


Слесарев - его детище, тяжелый бомбардировщик Святогор, самый крупный из построенных в 1914-1918 гг.

Каждый из них  внес свою весомую долю в дело развития отечественного самолетостроения. Однако отцом русской авиации по-праву считают  Н.Е Жуковского - гениального русского ученого, основоположника современной гидроаэродинамики. Это им, в числе многих открытий,  изобретена формула для расчета подъемной силы самолета.  В 1909 г. в России было  создано первое авиастроительное предприятие «Товарищество воздухоплавания  С.С. Щетинин и К», производившее двухмоторные самолеты, основным материалом которых была  древесина и фанера. Может быть, поэтому первые самолеты в шутку стали  называть летающими этажерками.  Зимой 1912— 1913 гг. на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге под руководством Игоря Сикорского - крупнейшего авиаконструктора ХХ века - был построен и летом 1913 г. испытан первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь». Он был гораздо больше любого другого самолета тех лет. Размах верхнего крыла достигал 27 м, масса самолета 4,2 т.  Появление «Русского витязя» сыграло большую роль в развитии авиации. В том же 1913 г. построен самолет «Илья Муромец» конструкции Сикорского. Эти самолеты  в первую мировую войну стали первыми отечественными  тяжелыми  бомбардировщиками.


Взлеты и падения советского авиапрома


В декабре 1918 года, в тяжелейших условиях гражданской войны и разрухи, был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Одним из его основателей стал прославленный российский конструктор  А.Н.Туполев. Под его руководством в разные годы было создано множество отечественных самолетов военного и гражданского назначения:

·         АНТ-4 (ТБ-1) - первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан, на его основе были созданы модификации, которые:

                            а) могли заправляться горючим в воздухе,

                            б) имели пороховые ускорители-ракеты под крылом, и др;

·         АНТ-6 (ТБ-3) - имел на тот момент (1930 г)  непревзойденную дальность беспосадочного полета - 3 000 км, разных модификаций было построено около 830 шт;

·         ТУ-16 - первый российский реактивный бомбардировщик, на десять лет обогнавший свое время;

·         ТУ 104, ТУ-114, ТУ- 144 - гражданские реактивные лайнеры, сделавшие мировую  славу советского авиапрома.

Во время ВОВ наши летчики защищали страну на истребителях,  конструкции Лавочкина, Яковлева, Микояна, бомбардировщиках  Туполева, Петлякова, Сухого. Во второй половине 50-х годов появились турбовинтовые самолеты с новым, очень эффективным газотурбинным двигателем. Основой этого двигателя (газовой турбины) является винт, который приводится в движение направленным на него потоком нагретого  газа. Самолеты с компактным газотурбинным двигателем могут быстро набрать высокую скорость. Сегодня газотурбинные двигатели разделяют на:

1.      турбореактивные;

2.      турбовинтовые;

3.      турбовентиляторные.

Этими тремя типами двигателей оснащено  подавляющее большинство современных самолетов. Отечественные пассажирские самолеты Ан-24 , Ту-154М, Ил-62М, Як-42  и сегодня осуществляют  массовые воздушные перевозки по стране и за ее пределами . В конце 70-х годов был создан сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 .

Новый качественный и количественный уровень пассажирских перевозок был достигнут с введением в эксплуатацию самолета - аэробуса Ил-86 . В 1984 г  началась эксплуатация самолета - гиганта Ан-124 "РУСЛАН", а позже Ан-225"МРИЯ".

Развал Советского Союза негативно сказался на отечественном  авиастроении. Экономический кризис привел к сокращению объемов производства, и даже роспуску нескольких конструкторских бюро.


Российское  самолетостроение сегодня

С 2000-х годов начался постепенный рост отечественной экономики и самолетостроения и сегодня в России производятся современные самолеты большой авиации (Суперджет, Мышелет), а также сверхлегкие самолеты малой и бизнес- авиации типа  АН-2 и АН-3.

Сегодня самые популярные отечественные частные летательные аппараты - это:

·         Як-52 - двухместный спортивный самолет для тренировок, моноплан с низким крылом и весом  всего 1 тыс кг;

·         Л-29 - двухместный, спортивный, длина около 10 м, вес - 2200 кг.

На Як-52 или на одном из похожих самолетов в нашем аэроклубе можно попробовать полетать самому.  Мы проводим уроки пилотирования по короткой и долгосрочной программе.






Дата создания: 19.03.2017 04:55:22

Возврат к списку

Мультисертификаты
Сертификаты с выбором полёта
НОВОСТИ С ПОЛЕЙ
20.04.2024 14:07:46
Отмена полетов по погодным условиям
14.04.2024 16:40:01
13.04 летали на параплане,паратрайке, самолетах,ве... ...
07.04.2024 12:35:00
Летаем сегодня, погода позволяет
06.04.2024 10:39:54
Отмена полетов по метеусловиям