Сверхлегкий самолет Птенец-2 был разработан специалистами из Башкирского города Кумертау в середине 90-х годов. В его конструкции очень много решений направлено не только на снижение веса, но и на создание комфортных условий полета как для пилота, так и для пассажира.
Цифра -2 в названии говорит нам как раз о том, что самолет двухместный. Был также сделан и его одноместный вариант, который в конце 80-х получил звание лучшего ультралайта СССР на всесоюзном слете Сверхлегких Летательных Аппаратов (СЛА) в Москве.
По своей компоновке – это высокоплан подкосно-расчалочной конструкции с крылом типа «парасоль». Проще говоря, к целиковому крылу снизу прикреплен модуль с кабиной и двигателем, а жесткость и надежность конструкции достигается использованием сверхпрочных труб и натянутых тросов. Подобная конструкция выдерживает перегрузки от +6 до -3 единиц, что очень немало. Ознакомительный полет с фигурами Высшего Пилотажа на ЯК-52 проходит с меньшими перегрузками.
Плюс ко всему самолет оборудован спасательной системой, в которую входит выстреливаемый быстронаполняющийся парашют, который, в случае опасности, приземляет весь самолет целиком.
Но вернемся к описанию. Необычна в этом самолете и компоновка кабины. С одной стороны удобнее и приятнее летать бок-о-бок, как в автомобиле, но аэродинамика диктует нам свои правила, и с точки зрения экономичности, выгоднее делать тандемную посадку. Однако в этом случае увеличивается количество управляющих элементов, да и приходится ставить дополнительный набор приборов для второго пилота. В Птенце же нашли нестандартное решение. Второй пилот садится чуть сзади и чуть сбоку от пилота первого. Приборы он видит, к основным органам управления добавляется несколько рычагов, но и в поперечнике сечение не сильно увеличивается.
Плюс ко всему потрясающий обзор из кабины. Плексигласовое остекление открывает практически всю переднюю полусферу. Двигатель находится сзади, и обзору не мешает, а высоко расположенное крыло открывает шикарный обзор вниз, где обычно и происходит все самое интересное.
По тем же причинам Птенец хорош и для экскурсионных, прогулочных и ознакомительных полетов.
Наряду с вышеперечисленным, Птенец может доставлять грузы в труднодоступные места с неподготовленными или малопригодными для посадки площадками. Его разбег при взлете составляет всего 70 метров, и может производиться даже с проселочных дорог.
Также, при разложенном переднем сидении в самолет можно поместить лежачего больного, или травмированного человека, что позволяет использовать Птенец-2 в качестве санитарного самолета.